Домашняя • Участники • Физика • Логика • Математика • Форум • Парадоксы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект Томи
Обсуждение парадоксов в рассылке

 

  Почти два года я обсуждал в рассылке http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.logicpuzzles некоторые парадоксы с целью определить насколько доступно читателям мои представления. Я хочу поделиться с Вами результатами этого обсуждения. Я позволю себе сделать некоторые изменения в этой части, а именно: я не буду сообщать Вам имена участников, присылавших неправильные ответы. Делаю я это потому, что рассылка, хотя и доступна всем, но несколько более интимна, чем сайт. А согласовывать с каждым участником эту проблему у меня нет возможности. Кроме того, я приведу не все выпуски, а только те из них, где действительно встречаются парадоксы. Сами задачи я буду выделять красным цветом. Если я буду добавлять комментарии по мимо рассылки, они будут синего цвета.

ЗАДАЧКА ДЛЯ ЗАРЯДКИ (Выпуск 1.)

  В некотором городе ввели новый порядок. Теперь каждого, кто хочет попасть в город, на входе останавливали стражники и задавали один и тот же вопрос: "Зачем ты хочешь войти в город?" Если человек в ответ на этот вопрос говорил правду, то его топили в пруду, а если неправду - вешали на виселице. Долгое время никто не мог войти в город, пройдя через это испытание. Но нашелся такой человек, который сказал, что он сможет пройти, не будучи утопленным в пруду или повешенным на виселице. Похвастался и... прошел! Что же он сказал страже?

А я добавлю Вам вопрос: что стража сделала с ним за хвастовство?

Эта бесхитростная байка как старое выдержанное вино! Я думаю, ей не меньше пары тысяч лет. И думали над нею и восхищались наши далекие предки. Да и сколько существует подобных баек: крокодил не отдает ребенка, кто-то не хочет платить денег за обучение, а о лжецах – тьма. Я не говорю о парадоксах теории множеств, например, Рассела. Если вы любите логические задачи, то, разобравшись в этой, Вы не только получите наслаждение, но увидите новый логический путь. А ведь мы по натуре обезьяны и стоит нам только подсказать логическую развилку, как мы по ней пойдем и пойдем.

ЗАДАЧКА ДЛЯ ЗАРЯДКИ

  Стандартный ответ на задачу такой: человек сказал «Я иду, чтобы меня повесили». Вы этот ответ можете найти на сайте «Задачки для зарядки» ( http://www.radiant.ru/~andshab ). Считается, что повесить его не могут, так как он сказал правду, а за правду - топят, но и утопить тоже не могут. Если этого человека утопят, то он (будто бы) сказал неправду, а за неправду его должны повесить. Такой получается каламбур.

Обратите внимание, что последний вывод получен с использованием "философского" способа мышления, с применением диалектики. При этом нет необходимости уточнять, что значит «правда» и что значит «ложь». А если Вы это выясняете, и требуете каких-то схем или моделей, то Вы метафизик, понимаете мир застывшим, неизменным и т. д.

 А теперь посмотрим, что же произошло в действительности.

  С утра пораньше наш хитрец-логик взял мешок картошки (в городе продать, да подарки купить) и бегом к воротам. А там – стражники, не лыком шиты. Если скажешь, что идешь картошку продавать, поверят, и за правду – утопят. Таков закон.

Пытают мужика: «Чего тебя несет в город?» Отвечает: «Иду, чтобы вы меня повесили, заела жена, мочи нет, все ей не так. Вот мешок картошки взял, чтоб к ногам привязать». Посочувствовали стражники мужику. «Только, – говорят, - у нас теперь строго следят, чтобы все было по закону: целуй крест и давай расписку, что правду сказал. А то тут многие логики пытаются воду намутить». Делать нечего. Написал мужик, что пришел в город, чтобы повеситься, и даже поклялся на кресте, что это правда. Ну, а за правду по закону мужика и утопили. И вся логика.

  Возможно,  кто иначе считает – пишите.

 Задачка для зарядки. (Выпуск 3)

  Этот выпуск продолжает нашу зарядку, а также частично посвящен Вашим письмам. Но если кто-то из Вас предложит способ, как нам обсуждать Ваши решения, чтобы их могли читать все - это будет интересно. Можно отвечать на них в рассылках, как я это делаю сегодня, так сказать – жесткий контроль,  можно открыть обсуждение в подписных листах, тогда Вы будите получать еще и горы писем с обсуждениями, можно открыть форум, и т.д. Есть идеи – предлагайте.

  Первое послание я получил от доброжелателя и, хотя оно не содержит ответа, привожу его:

 >Господа, вас там колбасит не по-детски. Башню сносит конкретно. Поделитесь, где химию достаёте? У меня в Питере >друзья живут, обзавидовались уже.

 Согласитесь, довольно доброе послание. Напоминает «бородатый» анекдот про Петечку: «Мария Ивановна, мне бы ваши заботы!». Правда, я подозреваю, что Павлик шлет такие депеши по всем адресам. (А че? Годится!)

 Андрею очень понравилось, что рассылка возвращается к своему первоначальному содержанию - логическим задачам, а вопросам предпринимательства будет уделяться меньше  внимания. Но меня это не радует: думаю, что многие подписчики уйдут.

Игорь интересуется, что я смогу рассказать Вам нового?  Извини, если ты спрашиваешь это с юмором, то я его не оценил. Потому, что я действительно хочу рассказать Вам нечто новое. Я человек ленивый, и только из-за какой-то байки, даже из-за их дюжины, не стал бы создавать рассылку. Не кинули бы меня месяц тому назад на десять штук зеленых, я бы, вероятно, опубликовал «томик магических сказок», но рассылки, (если их будут читать), это значительно лучше. Это как коллективное творчество. О чем же конкретно я хочу Вам рассказать?

Прежде всего, я буду говорить о моделировании.

Вспомните свои школьные годы: вы сидите за партой, а перед вами с линейкой в руках учитель математики. Весь из себя, умоляет вас: «думай, Петя, думай!». Что он от вас хотел? Он учил вас строить модели. В модели «учеников» можно к мальчикам прибавить девочек, к двоечникам прибавить отличников, но нельзя умножать мальчиков на девочек, или прибавлять к двоечникам учителя. Или, например, хотите прибавить к количеству мальчиков в классе количество парт – постройте соответствующую модель.(Какую?)

Но сегодня мы строим логические модели, пытаясь провести мужика в город.

Я получил около десятка ответов, и все согласились со мною, что в город он «живьем» не войдет.

Заметьте, что задача не дает возможность построить четкую логическую модель. Что-то мы домысливаем из нашей жизненной практики. Я, например, придумал мешок с картошкой, но в начале хотел «домыслить» …нет, не буду сегодня говорить об этом, иначе следующая задачка в нашей разминке будет слишком простой. По той же причине умолчу и об одном ответе.

 Сегодняшняя задача тоже для разминки:

ЖАН-КЛОД  БАЙИФ «Логические задачи».

Обратите внимание, как называется глава:  Двадцать знаменитых задач.

 …однажды путешественник попал в руки жестокого туземного племени и был поставлен перед дилеммой: умереть от яда или сгореть заживо. Чтобы сделать этот «выбор», бедняга должен был произнести всего одну фразу – если при этом он скажет правду, то его отравят, а если солжет – сожгут заживо. Как осужденный сумел избежать трагедии?

  Я мог бы написать вам ответ – он очевиден после решения первой задачи. Но не подходите   столь примитивно. Вспомните учителя с линейкой: «Думай, Вася, думай!».

И последнее замечание. Представьте себе железнодорожную колею и стрелку. Когда Вы проезжаете развилку, Вам кажется, что ничего существенно не изменилось, но это только, кажется. (Сейчас слово «стрелка» имеет другой смысл, и я говорю «развилка»). Поэтому может показаться, что я занимаюсь «ловлей блох», но не торопитесь с выводами.

Домашняя | Участники | Физика | Логика | Математика | Форум | Парадоксы

 Сведения о владельцах и авторских правах.
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу [Tomi_magic@mail.ru].
Последнее обновление: 29.05.2005.
Hosted by uCoz